19.08.2015
Эксперты обсуждают возможность альтернативного маршрута и говорят о пиаре для политиков.
Разговоры о необходимости ремонта трассы Одесса — Рени ведутся уже очень давно, а сама дорога не раз использовалась как один из козырей в предвыборной программе политиков регионального уровня. Заговорили о ней и на этот раз... Но если еще в мае жителям Одесчины приходилось самостоятельно доказывать необходимость её ремонта перед столичными чиновниками, то уже сейчас Кабмин готов самостоятельно менять инвестиционные программы и выискивать средства.
Согласно распоряжению Кабмина №824-р от 30 июля, на инфраструктурные проекты, связанные с этой злополучной трассой, будет выделено 111 млн грн.
Кошмар для автолюбителей
Сама трасса была построена в 1968 году и является частью европейского коридора «Черноморское экономическое сообщество», связывая Украину с Румынией и рядом стран Балканского полуострова. Но со временем магистраль пришла в негодность, а средств на её ремонт так и не нашлось. О сегодняшнем состоянии дороги, если коротко, водители говорят: это дорога в ад.
«В 22:30 15 августа мы въехали на территорию Украины со стороны молдавского КПП «Джурджулешты» и 240 км до Белгорода-Днестровского ехали пять с лишним часов. Уже сразу после КП становится ясно — мы на родине. Допетлять до Рени в темноте по ухабам было испытанием после дорог Болгарии, Румынии и даже Молдавии. Участок от Рени до Измаила по большей части отремонтирован, но и там каждые 2–3 километра водителя ждут «сюрпризы» в виде ям и ухабов. Дорога узкая, нигде не освещается, встречаются довольно резкие изгибы — трасса извивается вдоль Дуная и между плавнями. Самым сложным было проехать через сёла, например, Орловку. Можно не ездить в Донбасс, чтобы иллюстрировать дороги после артобстрелов, можно приехать сюда и увидеть развороченные куски трассы с кратерами-выбоинами, глубиной на полколеса, и наростами асфальта высотой до 50 сантиметров. Скорость движения — 5–10 км/час. После Измаила местами приходилось съезжать в поля — там фуры «пробили» альтернативный путь. Но в темноте найти съезд на него не так просто. Последние 20 километров до Белгорода-Днестровского мы ехали только по грунтовке, идущей параллельно тому, что когда-то было дорогой. Водители ею пользуются явно не один год — грунтовка плотно утрамбована, на пути нет ни кустов, ни деревьев, фуры гоняют там на приличной скорости», — описала нам свои впечатления от недавнего путешествия жительница Аккермана Татьяна.
Каков проект?
Стоит отметить, что в данной ситуации Кабмин не планирует проводить полную реконструкцию этой артерии — из 111 млн грн более 81 млн грн планируется направить на строительство объездной трассы в Рени. Это должно снизить количество автомобилей, идущих через город и создающих проблемы для его жителей. Еще 30 млн грн намерены пустить на ремонт моста возле молдавского села Паланка, где в феврале этого года уже происходило частичное обрушение. В службе автомобильных дорог уверяют, что с поточным ремонтом стараются справиться самостоятельно: Деньги от Кабмина еще не переводились, но мы стараемся проводить ремонт и без этого, хотя трасса Одесса — Рени нуждается в больших средствах, чем выделяется областью
Вместе с тем специалисты считают, что проще построить новый участок трассы, который пойдет не через территорию Молдавии, а через Белгород-Днестровский. «Одесский филиал «Укргипродор» уже разработал проект и согласовал в Киеве. Согласно ему, возле Белгорода-Днестровского должен быть построен новый мост, и трасса, соответственно, уйдет по новому маршруту, — поделился с нами завкафедры проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог ОГАСА Андрей Мишутин. — Это все же дешевле — построить новое, чем реконструировать старое». Однако стоит отметить, что место строительства этого моста пока не известно.
На фоне выборов
Сложная ситуация существует вокруг самой Паланки, где проходит дорога Одесса — Рени. Согласно договору, который был подписан в 1999 году, передача поселка Джурджулешты обеспечивала Кишиневу выход через Дунай в Черное море. Взамен Украина должна была получить участок автодороги Одесса — Рени, проходящий через поселок Паланка. Однако обещанной передачи так и не произошло. «Кишинев утверждает, что договор выполнен — украинский транспорт может свободно ездить через Паланку. Но контроль за дорогой все же лежит на молдавской стороне», — рассказал нам политолог Геннадий Чижов. При этом эксперт уверен, что строительство новой дороги жизненно необходимо для Украины и усилит её присутствие в регионе, хотя о спорном участке забывать тоже не стоит: Молдавия нацелена на НАТО и ЕС, а страны, у которых есть спорные территории, войти в эти союзы не могут, и сейчас есть шанс окончательно разрешить ситуацию.
По мнению экспертов, будущее этой автомагистрали напрямую связано с грядущими местными выборами, которые пройдут осенью этого года.
«Сейчас же мы видим, что идет борьба за электорат, когда даже самые малые вложения стараются представить как нечто огромное», — считает политолог Андрей Золотарев. Его коллега Геннадий Чижов считает, что таким образом становится явной борьба между президентской и премьерской политсилами.
«Многие жители Бессарабии — люди довольно самодостаточные. Собственно, поэтому там и провисает админреформа — люди хорошо взвешивают риски и не спешат с решениями. И им эта дорога очень важна... Таким образом, тот, кто построит эту дорогу, получит симпатии электората», — уверен политолог.
Для ремонта дорог будут искать инвестора
Не остаются в стороне и вопросы других дорог в области. Для их ремонта облсовет создал спецфонд «Дороги Одесчины» в составе спецфонда облбюджета. По мнению депутатов облсовета, есть инвесторы из числа частных предпринимателей и госучреждений, которые нуждаются в качественных дорогах и готовы вложиться в подобные проекты: «В первую очередь это порты области, но ведутся переговоры и с другими возможными инвесторами», — рассказал нам глава облсовета Михаил Шмушкович и добавил, что на ремонт участка дороги Зализничное — Кайраклия инвесторы готовы выделить 4 млн грн.
/Портал "Любимый Измаил"/источник: vesti-ukr.com/
|