21.09.2015
Франц Павлович де Воллан (Деволант; фр. Francois de Wollant) (20.09.1752, Антверпен — 30 ноября 1818, Петербург) — первый инженер в армиях Г. А. Потёмкина и А. В. Суворова.
Имя этого выдающегося человека стоит в одном ряду с именами таких известных администраторов, градостроителей, теоретиков и практиков инженерной мысли как Григорий Потемкин, Эммануил Ришелье, Иосиф Дерибас
Голландец по происхождению, ученый, военный инженер Франц Павлович Де Воллан был первым архитектором Вознесенска, Николаева, Симферополя, Одессы, Новочеркасска, Овидиополя, Тирасполя, Григориополя и многих других городов и крепостей, автором проектов по строительству в России современных, на тот момент, шоссейных дорог и канальных систем. Он являлся строителем первого чугунного моста в Петербурге, первым инженером во главе Ведомства путей сообщения, первым членом Комитета министров от этого ведомства, первым русским гидротехником, создавшим самую большую водную систему в Европе, связавшую Петербург с Волгой, единственным инженер-полковником в русской армии, получившим генеральский орден и пр. Им были составлены ряд географических и топографических атласов земли Эдисан — так назывался в те времена Очаковский край.
Родился Франц Де Воллан 20 сентября 1752 года в Антверпене, в семье военнослужащего, подполковника голландской армии. Молодые годы провёл в голландских селениях в Северной Америке, где впервые и ознакомился с военно-инженерным делом. В период колониальных войн с англичанами он участвовал в строительстве укреплений.
С 1779 года Де Воллан служил в Голландской Гвиане и занимался топографическими исследованиями и составлением карт. По возвращении на родину в 1784 году он участвовал в составлении атласа юго-восточной части Нидерландов.
Через 3 года молодого инженера приглашают на военную службу в Россию. «Я был принят на военную службу в России по воле императрицы Екатерины Великой 25 сентября 1787 года. В Санкт-Петербург прибыл 30 декабря того же года, но срок службы начался с 25 сентября, и с этого же дня я получал жалование», — вспоминал Де Воллан. Его талант в России разглядели сразу и даже русские цари и военачальники стали прислушиваться к его дальновидным советам.
Первые годы Де Воллана на российской службе прошли на Балтике. Он участвовал в войне со Швецией. Весной 1789 года он по просьбе фельдмаршала Григория Потемкина был переведен в ставку его армии на Днестр. В том же году Де Воллан проводит разведку Бендерской крепости, а также укреплений у Рымника и Хаджибея, участвует в каушанском сражении, в штурме Планки и Аккермана. Осенью 1790 года Франц Павлович руководит строительством осадных батарей при крепости Измаил, а 24 декабря участвует в прославленном штурме крепости.
Сразу же после окончания войны ему было поручено обследовать земли, отвоеванные у турок, составить топографические планы Очаковского края. Он составил карты отвоёванных у Османской империи территорий. В своем проекте Де Воллан предлагает построить на данной территории 4 крепости: в устье Ботны — Ренисполь (впоследствии Тирасполь), Аджидер (Овидиополь), Хаджибей (Одесса) и еще одну крепость на Кинбурнской косе (напротив Очакова). В дальнейшем предполагалось создать ряд городов и карантинов, в их числе Григориополь — город для 600 армянских семей, беженцев из Бессарабии.
Планы крепостей и городов, составленные Де Волланом, удостоились Высочайшего утверждения, и под его же руководством незамедлительно начались строительные работы.
Уже совсем скоро города начали процветать. В Григориополе, к примеру, развивается торговля.
В Тирасполе велась активная торговля с турками выделанными мехами, канатными изделиями, дегтем, полотном в обмен на кофе, ленты молдавские вина. Жители держали много овец, сажали вдоль берега Днестра виноградники и фруктовые сады.
В 1792—1794 гг. под руководством А.В. Суворова проектировал и строил крепости южной оборонительной линии по Днестру и Черноморскому побережью. Разработал планы строительства города Одессы, её порта и новой крепости. В то же время занимался реконструкцией Таганрогского порта. Занимался развитием водных систем России. Спроектировал и построил Мариинскую и Тихвинскую водные системы и ряд каналов.
Инженер-генерал. Один из инициаторов создания Корпуса инженеров путей сообщения и его института (1809—1810). С 1812 — главный директор путей сообщения, с 1814 — член Комитета министров. Под руководством де Воллана в 1816 г. началось строительство первого в России шоссе Петербург — Москва. В своей работе во многом руководствовался принципами древнеримской гидротехники и градостроительства.
После смерти императрицы Екатерины II Де Воллана переводят на службу в Петербург. Там, вплоть до самой смерти он работал над проектами главных водных и сухопутных путей России.
30 ноября 1818 года Франц Павлович Де Воллан скончался и был похоронен в Санкт-Петербурге на лютеранском кладбище.
Энергичный и талантливый Де Воллан внес огромный вклад в развитие экономики и оборонной мощи Российской империи. Многие крупные сооружения и целые города напоминают сегодня о нём. В Тирасполе именем Де Воллана назван сквер и установлен бюст.
Бронзовые фигуры основателей Одессы - адмирала Иосифа де-Рибаса и инженер-полковника Франца де-Волана - были установлены благодарными одесситами у постамента памятнику императрице Екатерины в 1900 году. Однако после революции 1917 года памятник был снесён, а с ним и стёрты имена этих "царских приспешников" и "безродных иностранцев" из истории города. Однако памятник был восстановлен снова.
Одесский порт носит имя Деволана. В порту есть музей, посвященный этому замечательному человеку. Есть бюст Деволана у входа в Морской торговый порт.
/Портал "Любимый Измаил"/по материалам: novostipmr.com/Википедия/olegsmirnow.narod.ru/
|