– Разрешение на продажу устаревшего флота до сих пор не получено?
– На мой взгляд, как Министерство, так и Департамент, и Наблюдательный совет, делая шаг вперед, тут же делают два шага назад. Только в декабре прошлого года в ответ на наши многочисленные просьбы замминистра – директор Госдепартамента морского и речного транспорта В. Работнев ответил нам, ссылаясь на несовершенство законодательной базы, что «…с целью выведения предприятия из кризиса Минтранссвязи рассмотрит документы ОАО «УДП» относительно отчуждения устаревшего имущества путем его продажи в соответствии с действующим законодательством».
– Но это же не ответ, это – отписка!
– В том-то и дело! Ведь документы на отчуждение и продажу находятся в Госдепартаменте длительное время, давно пора уже было проанализировать ситуацию и окончательно решить вопрос. Однако, по имеющейся информации, и сегодня к их рассмотрению не приступали. Все это создает реальную угрозу ареста судов и их принудительного отчуждения.
Более того, Минтранссвязи на правах владельца заключил договоры бербоута и рейсового фрахта с оффшорными компаниями. Причем договоры заключены таким образом, что пароходство НЕ ИМЕЕТ ДОХОДОВ ОТ ФРАХТА И НЕ В СОСТОЯНИИ ИХ РАЗОРВАТЬ без значительных финансовых санкций со стороны фрахтователей! Вы понимаете, в какой тупик Министерство и Департамент постоянно загоняют нас? О каком благодеянии с их стороны можно говорить?
Все это совершенно непонятно ни мне, ни моим коллегам, проработавшим в пароходстве не одно десятилетие и помнящим те времена, когда за подобные деяния уж точно бы по головке не погладили, расценив это как коррупцию государственного масштаба, наносящую прямой вред не только предприятию, но и городу, и области, и региону, и стране. Добавим к этому, что, невзирая на неоднократные обращения по поводу кризисной ситуации в ОАО, Минтранссвязи до сих пор не решает вопрос о финансировании строительства новых судов, хотя предприятие отвлекло большие суммы собственных средств, привлекло целевые кредиты. И в Министерстве, думаю, хорошо понимают, что отсутствие бюджетного финансирования по соответствующей Программе подводит предприятие, от налоговых отчислений которого зависит формирование местного бюджета, к банкротству!
– Может быть, я наивен, но не является ли это доказательством, что чиновники Министерства и Департамента получили спецзаказ от потенциальных покупателей, вероятно, за немалые откаты?
– Чего не знаю, того говорить не буду. А в целом, мнение коллектива, ветеранов пароходства одно – его действительно хотят похоронить, а обломки распродать и растащить, о чем свидетельствует, кстати, и кадровая чехарда – за последние два года Министерство меняло руководство предприятия шесть раз! Лично я, кадровик, расцениваю это как кадровый терроризм!
Выйдя на уровень Верховной Рады, мы дали предложение о необходимости срочно еще раз на заседании ВР рассмотреть проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной собственности», обратив особое внимание на пункт 9 статьи 11, которая позволяет различать движимое и недвижимое имущество предприятия.
– Каков Ваш прогноз на перспективу?
– Сложно сказать. Да, то, что нас выслушали на главном форуме страны, это большой шаг. Но далеко не последний. Если брать за основу пессимистический вариант, коллапс ждет не только предприятие, но и город, и регион, множеством нитей связанный с пароходством. Не исключено, что образовавшиеся на базе уничтоженного ОАО компании уведут флот и зарегистрируют его, скажем, под молдовским флагом – у нового хозяина, конечно, не будет проблем с налогами. Но город фактически потеряет не один миллион поступлений в виде налоговых отчислений. Далее. Прекратит существование морской флот. Оставшиеся без работы люди начнут покидать (и уже покидают) город, который в будущем полностью потеряет свою привлекательность. Причем, в первую очередь, город покинет элита – профессионалы.
Кстати, из семитысячного кадрового состава в пароходстве уже остались только три тысячи. Сокращения, возможно, будут продолжаться. Потому, когда мне говорят о мировом финансовом кризисе, я отвечаю – а посмотрите, что происходит на месте и чего можно было избежать.
– Ну а каков оптимистический вариант?
– Предвижу, мое предложение могут не принять всерьез, но все же – предложу. Скажите, зачем нам некомпетентная «мачеха» в виде киевского руководства? Не лучше ли будет выйти из Минтранссвязи и создать собственное, муниципальное пароходство?
Однако, понимаю, перспектив прибавится, если в Министерство придут профессионалы, люди государственные, а не нынешние временщики. Те, кто в масштабах страны будет разрабатывать и внедрять государственную стратегию развития транспорта, других сфер производства. Ну а пока наверху продолжается балаган, я от будущего ничего хорошего не жду. Хотя мы, конечно, при любом раскладе молчать не будем, дабы не позволить окончательно похоронить наше предприятие.
От редакции. Надеемся, что эта публикация вызовет отклики читателей. Как надеемся и на то, что «Одесским известиям» – газете областного совета – Минтранссвязи и Департамент морского и речного флота Украины ответят своевременно и по существу. |