2.12.2011 Дима вернулся из школы и, не переодеваясь, поднялся на чердак дома. Там жили его голуби, которых он очень любил. Через несколько часов мальчика там же, на голубятне, нашла мама. Повешенным. В отчаянии женщина перегрызла толстую бельевую веревку на шее сына, но, увы, уже было поздно…
СЫН ПОЛКА
Татарбунарский район - один из самых депрессивных в Одесской области. Здесь нет промышленности и железных дорог, а все крупные сельскохозяйственные предприятия давно развалились. Из-за этого подавляющее большинство местного населения влачит жалкое существование, перебиваясь случайными заработками. И по здешним меркам семья Чумаченко была отнюдь не зажиточной. А по правде - люди давно жили за чертой бедности.
- Когда-то все было иначе, - еле сдерживая слезы, говорит папа Димы Олег Чумаченко. - С женой Ольгой я познакомился в России - она из Смоленской области. Забрал ее сюда, ведь тут была хорошая работа, заработок. У нас родились две дочери. А потом наступила депрессия. Мы оба остались без работы. Дошло до того, что стали заглядывать в рюмку. Только рождение Димки нас как-то остепенило. К тому моменту, когда Дима появился на свет, его родители в прямом смысле слова скатились на самое дно. Люди жалели мальчика и помогали кто чем мог: кто одежду какую подкинет, кто молока даст…
- Это действительно уникальный был случай, - говорит начальник криминальной милиции по делам детей Татарбунарского райотдела Елена Симонова. - По решению здешней громады Диму в детский садик взяли вообще бесплатно. Его в селе так и называли: сын полка. Да и мальчик очень добрый был, веселый, отзывчивый. Мальчишку действительно холило и лелеяло все село. А когда настало время идти в школу, ручек, фломастеров, тетрадей, одежды Диме собрали на несколько лет вперед. Рюкзаков подарили аж три штуки. И это при том, что многие из селян-добродетелей сами едва концы с концами сводили.
МАЛЬЧИК ДЛЯ БИТЬЯ
А вот в школе у тихого улыбчивого ребенка все было не так радужно. Нет, с одноклассниками он ладил, даже участвовал в школьной самодеятельности, но старшие ребята его просто возненавидели. - Думаю, все дело в зависти, - говорит местный житель Петр Андреевич. - Тут у многих такие же непутевые пьющие родители, проблемы в семье, но им никто не помогает, а вокруг Димки все село крутилось. Но при этом и заступиться за него никто толком не мог. Родители - ни рыба ни мясо, сестры сами еще малы. Получилось, как в поговорке: у семи нянек дитя без глаза. С каждым разом издевательства старшеклассников становились все изощреннее и циничнее. А свои проделки они начали записывать на видео, после чего хвастали роликами перед сверстниками. - У нас в школе у многих есть такие записи, - рассказывает один из учеников школы, где учился Дима. - И у меня тоже - где его заставляют голову в туалет опускать. Все смеялись, когда он это делал. Но когда я узнал, что за такие ролики могут наказать, я все удалил. Похоже, та история с туалетом стала для Димы переломной. Накануне самоубийства мальчику исполнилось 10 лет. В классе устроили небольшой праздник. Но даже в такой день изуверы решили досадить Диме. После уроков завели его за школу. Что с ним делали - неизвестно. Но после той встречи жизнерадостный ребенок пришел домой и, никому не сказав ни слова о своих переживаниях, повесился. В школе, где учился мальчик, уверяют, что ничего не знают об издевательствах над детьми.
ОБРАЗЦОВАЯ ШКОЛА СКРЫВАЕТ ИЗУВЕРОВ - Для нас всех это было шоком, - говорит директор школы Андрей Казанжи. - Я не думаю, что он наложил на себя руки из-за того, что над ним кто-то издевался. Если б все было так, я бы, наверное, об этом знал. А вскоре по деревне поползли слухи, будто бы Дима покончил с собой из-за каких-то неурядиц в семье. Ведь его родители не первый год состоят на учете как неблагополучные. Мать даже несколько раз хотели депортировать обратно в Россию, но все же решили не разлучать женщину с детьми. Однако в милиции к этим домыслам относятся скептически - хоть и неблагополучная семья, но к детям относились хорошо и никогда их не обижали. - Лично у меня не вызывает сомнений, что ребенка довели до самоубийства старшие ученики, - уверена Елена Симонова. - Вся школа видела, как они над Димой издевались. К тому же у подозреваемых изъяты подтверждающие мои слова видеозаписи. В районных школах творится настоящий беспредел - даже милицию пускают только по личному разрешению начальника районо. А на допрос детей ведут коллективно и после того, как с ними проведут разъяснительную беседу в кабинете директора. Все за свои места держатся. Но вот парадокс: об этом стали говорить только после трагедии с Димой. До этого лиманская школа слыла одной из лучших в районе.
ДЕТИ БОЯЛИСЬ ЧТО-ЛИБО РАССКАЗЫВАТЬ - В школе уже много лет заведено правило не выносить сор из избы, - объясняет помощник местного участкового Олег Дерен. - Здесь все проблемы решались внутри. На моем участке два села - Приморское и Лиман. В Приморском люди ко мне постоянно обращаются, учителя звонят, в школу приглашают, а тут за все время моей работы - ни одного сигнала. У меня сын Женька в этой школе в седьмом классе учится, но даже он мне ничего не рассказывал. Никогда. Только после того, как случилось эта беда, мы с ним по душам говорили, он расплакался и признался, что старшие ребята нередко над малышами издевались, но учителя под страхом исключения из школы запрещали об этом кому-то рассказывать. Сельский голова Лимана Олег Чебан подтверждает: мол, да, их школа всегда жила своей отдельной жизнью, но ее всегда отмечали в райсовете, ему только и оставалось, что радоваться за успехи педагогов. - Я каждый день мимо на работу хожу, со всеми учителями здороваюсь, разговариваю, - продолжает он. - Никто ни разу мне не пожаловался. …А Лиманская школа и впрямь уже который день словно в осадном положении. В здание посторонних ни под каким предлогом не пускают - даже родителям первоклашек приходится дожидаться малышей на улице. Учителя в каждом незнакомце видят милиционера и ни с кем не разговаривают. Беседы с детьми тоже запрещены. Папы-мамы вежливо просят: не спрашивайте ничего о случившемся с Димой, мальчика уже не вернешь, а им здесь жить. Тем не менее нам удалось кое-что узнать о его мучителях. По некоторым сведениям, активных участников издевательств было трое. Всем по 14-15 лет. Как ни странно, но изуверы - из благополучных, даже зажиточных, по здешним меркам, семей. Не исключено, что именно поэтому в школе так не хотят их выдавать… Тем не менее милиция уже возбудила против них уголовное дело, и если удастся доказать их вину, малолетним отморозкам грозит от 5 до 7 лет лишения свободы.
ОФИЦИАЛЬНО
Районо: "Милиция не имела права предавать это ЧП огласке" В Татарбунарском районном управлении образования от всех обвинений открещиваются и комментировать ничего не желают. - Милиция нарушила закон, рассказав о происшествии до завершения следствия, - единственное, что сказала нам начальник управления Ирина Коваль. Любовь до гроба Анна Удовидченко В этой истории многое вызывает недоумение. Позиция школы понятна: будут открещиваться от случившегося до хрипоты. Да, такой вот своеобразный способ отстаивать свое реноме. А что вас удивляет? История с Димой - далеко не первый случай в Украине, когда дети накладывают на себя руки после каких-то школьных неприятностей. Но вы знаете хотя бы одного директора или завуча, который бы стал посыпать голову пеплом и каяться, что недосмотрели ребенка? Удивляет и бессилие милиции. Дико слушать, что люди в погонах не могут нормально вести расследование, потому что их не пускают в школу. Но больше всего шокирует другое. Все село обожало Диму, все помогали мальчику из неблагополучной семьи… И именно с этим ребенком случилась такая беда. Почему-то в самый трудный момент он не пошел ни к родителям, ни к кому-то из своих благодетелей… Он попрощался только с голубями. Получается, ближе у него во всем селе никого не было. Это можно объяснить только одним: взрослые его к тому моменту очень разочаровали. Знали, что его обижают, но не защитили. Дарить ручки-рюкзаки - это, конечно, хорошо, но такая любовь не лечит от одиночества и детских обид. И даже сейчас люди боятся называть тех 14-летних отморозков, которые над Димой издевались. Вздыхают: "Нам здесь жить…" Так ведь это же страшно - ТАК жить. Хотя в наших селах почему-то все так грустно, что уже трудно понять, что движет людьми - страх, апатия или безразличие, ставшее таким привычным.
БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ
Мучительницы 14-летней Яны получили по шесть лет Весной 2008 года в райцентре Килия три девятиклассницы несколько часов издевались над одноклассницей Яной. Выдирали ей волосы, лупили ногами… Экзекуция проходила в подвале стройки, что неподалеку от школы, прямо во время уроков. Поглядеть на девчачьи разборки, а заодно сделать хорошие кадры для соцсетей прибегало полшколы. По данным следствия, за страданиями Яны наблюдали не менее одиннадцати человек. До последнего администрация школы пыталась откреститься от случившегося: дескать, никто ничего не знал и не видел. Однако милиция доказала, что это не так. Обидчицы 14-летней Яны получили по 6 лет лишения свободы. Директора школы уволили, на пять лет лишив его права заниматься педагогической практикой. Оба завуча успели уволиться по собственному желанию. А Яна переехала к своей сестре в Одессу, сменила школу. Но до сих пор проходит курс психологической реабилитации. /источник: "Комсомольская правда"/Александр ЖУКОВ/
|