15.03.11г Унификация основополагающих нормативных документов по вопросам судоходства на Дунае всегда была одной из основных задач рабочей группы Дунайской комиссии (ДК) по техническим вопросам. Для активизации работы по унификации удостоверений судоводителей на Дунае, с целью их возможного признания на других внутренних водных путях Европы, в рамках ДК была создана специальная "узкая" группа экспертов, которая провела уже пять заседаний. Шестое заседание "узкой" группы проходило 1 - 3 февраля 2011 г. в Будапеште в помещении ДК под председательством г-на Эмила Димитрова, эксперта от Болгарии. В заседании приняли участие эксперты из Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, России, Сербии, Словакии и Украины. Группа экспертов утвердила предложенную секретариатом ДК повестку дня, включающую следующие вопросы: * информация секретариата о результатах сотрудничества ДК с рабочей группой JWG Европейской комиссии по вопросам профессионального обучения и удостоверении судоводителя; * проект "Рекомендаций ДК в отношении удостоверения судоводителя"; * статус двустороннего признания удостоверений судоводителя между государствами - членами ДК и ЦКСР.
К шестому совещанию секретариат ДК подготовил новый проект Рекомендаций, целью которого является признание удостоверений судоводителя и удостоверений на использование радиолокатора, выданных государствами-членами ДК, на всех европейских внутренних водных путях. Подготовленный проект основан на положениях Резолюции № 31 ЕЭК ООН, Директивы 91/672/ЕЭС и Директивы 96/50/ЕС, а также на положениях "Рекомендаций, касающихся технических предписаний для судов внутреннего плавания" ДК. При подготовке проекта были в значительной степени учтены положения "Правил в отношении патентов для судоходства по Рейну". Рекомендации включают в себя 4 главы, охватывающие разделы: общие положения, требования, предъявляемые при получении удостоверения судоводителя для Дуная и свидетельства о знании участков, продолжительность плавания и рейсы по участкам, процедуры допуска и проведения экзаменов, подтверждение годности, приостановление действия, отзыв и изъятие удостоверения судоводителя, запрет на плавание, предписания в отношении удостоверений на использование радиолокатора и переходные положения. Рекомендации включают также 14 приложений, где приводится форма различных удостоверений, программа приема экзаменов, каталог вопросов для проверки знания участков, форма медицинской справки о проведении обследования на годность к судоходству по Дунаю, виды действующих в настоящее время удостоверений судоводителя на Дунае и другие данные. В новом проекте Рекомендаций в значительной степени расширена ст.1.01 "Определения и термины". Введены в текст новые термины: "судно смешанного (река - море) плавания", "судно для однодневных экскурсий", "судно с каютами", термины "длина", "ширина", "экипаж", "минимальный экипаж", "палубная команда", "судовой персонал", "персонал, обеспечивающий за безопасность", "пассажир" и некоторые другие термины. В ст.1.03 "Сфера применения" определено, что рекомендации действуют в отношении судоводителей судов, имеющих длину, равную или превышающую 20 м; судов, в результате умножения длины на ширину и осадку которых получается объем, равный или превышающий 100 куб. м; судов, которые имеют свидетельство о допущении, выданное согласно ВОПОГ; пассажирских судов и не применяются к паромам. Отдельно указано, что если компетентный орган не укажет иного, Рекомендации не применяются к судоводителям морских судов и судов класса река - море, следующих по Дунаю на участке Речной Администрации низовьев Дуная (0 - 175 км). Лицо, которое управляет судном с использованием радиолокатора, должно иметь наряду с удостоверением судоводителя, также удостоверение на использование радиолокатора. Согласно проекту Рекомендаций, на Дунае планируются к применению отдельно три вида следующих удостоверений судоводителя для Дуная: * удостоверение судоводителя для Дуная категории "А" - удостоверение действительно на внутренних водных путях и на водных путях, имеющих морской характер (на Дунае к водным путям, имеющим морской характер, отнесен участок Речной Администрации низовьев Дуная (0 - 175 км); * удостоверение судоводителя для Дуная категории "В" - действительно на внутренних водных путях. * Оба удостоверения не дают право на вождение составов, состоящих из пяти и более судов и буксируемых/толкаемых барж, пассажирских судов с каютами и судов для однодневных экскурсий, предназначенных для перевозки свыше 250 пассажиров. * удостоверение судоводителя для Дуная категории "С" - для вождения всех судов. Т.е. дает право на вождение судов и составов, включая составы, состоящие из пяти или более судов и буксируемых/толкаемых барж, а также пассажирских судов для однодневных экскурсий, предназначенных для перевозки свыше 250 пассажиров.
Против такой градации удостоверений активно возражала делегация Германии как страна - член ЦКСР, где такой градации нет, и отразила свое особое мнение в докладе. Однако другие делегации не возражали против таких формулировок, а делегации Австрии и Венгрии их активно отстаивали, мотивируя тем, что похожая градация существует в Директиве № 96/50 ЕС и более эффективно обеспечивает безопасность судоходства. Помимо этого "узкая" группа видела свою главную цель в том, чтобы наконец-то сформировать хотя бы на 6-м заседании какой-то общий текст Рекомендаций, который могла бы рассмотреть рабочая группа по техническим вопросам в апреле 2011 г. Вместе с тем, несмотря на некоторые положительные моменты (повышенные требования к водителям больших составов и крупных судов), такая сложная градация удостоверений, по мнению автора, вызывает некоторые сомнения и, возможно, потребует еще дальнейшей доработки. Так, например, по смыслу рекомендаций получается, что удостоверение судоводителя категории "С", давая право водить большие составы, не дает права плавания на морском участке Дуная. Но теперь, когда в целом документ уже сформирован, рабочей группе по техническим вопросам будет легче разобраться в его сути и, возможно, с учетом особенностей Дуная подправить в нем некоторые положения. Практически на Дунае участок 0 - 175 км (от порта Сулина до порта Браила), где плавают морские суда, ничем не отличается от обычного речного участка, кроме наличия стабильных глубин в 7,3 м. В соответствии правилами плавания Администрации низовьев Дуная на этом участке для морских судов существует обязательная лоцманская проводка, и им разрешено нести огни и знаки согласно МППСС, а согласно п.3 ст.3.04 при встречном плавании речные суда обязаны уступить дорогу морским судам. При такой ситуации, в принципе, вообще нет никакой нужды выделять его особо как участок с морским режимом плавания. Проблема может быть разрешима и другим путем, если в Рекомендациях будет предусмотрено, что в удостоверении судоводителя можно делать сразу две отметки, например "А" и "С" или "В" и "С", чтобы не плодить лишних удостоверений. При отсутствии этого, судоводители большинства украинских речных судов, водящих, как правило, большие составы из портов Измаил и Рени до портов Дунауйвароша и Комарно и пассажирские суда с каютами, могут столкнуться с определенными трудностями, имея, например, только одно удостоверение категории "С". После рассмотрения проекта "Рекомендаций ДК в отношении удостоверения судоводителя" группа экспертов поручила секретариату ДК представить уточненный текст Рекомендаций на рассмотрение рабочей группе по техническим вопросам, которая будет проходить в период 12 - 15 апреля 2011 г. В приложениях к Рекомендациям содержатся списки видов удостоверений судоводителя для Дуная (образец) и виды удостоверений на использование радиолокатора (образец), используемых в странах в настоящее время. В отдельном приложении к Рекомендациям содержится "Список компетентных органов, стран-членов ДК, выдающих удостоверение судоводителя". Необходимо отметить, что подготовленный "узкой" группой экспертов проект "Рекомендаций ДК в отношении удостоверения судоводителя", хотя и довольно сложный по структуре, тем не менее, является безусловным шагом вперед в вопросе подготовки аналогичных рекомендаций в рамках ДК и в значительной мере учитывает практику, существующую в Западной Европе.
Виктор ВОРОНЦОВ,
член российской делегации на совещании "узкой" группы экспертов. /"Trans-Port"/ Источник информации: ОАО "УДП"
|