18 сентября на отжившем свой век «Радомышле», стоявшем на внешнем рейде индийского порта Мумбаи (Бомбей), был спущен государственный флаг Украины. Судно было продано индийской компании, которая и займется его утилизацией.
В тот же день 11 членов украинского экипажа вылетели в Одессу. До Измаила они добирались на микроавтобусах. Не доезжая 20-ти километров до города, последовала команда остановиться. Оказывается, экипаж догонял по трассе президент Украинского Дунайского пароходства Вадим Сухоненко, который возвращался из Одессы после деловой встречи. Он приветствовал экипаж, поздравил с возвращением на родину, поинтересовался здоровьем моряков и передал капитану Геннадию Христюку личное приветствие от премьер-министра Украины Юлии Тимошенко.
Но это уже эпилог. Что было прежде? Предоставим слово капитану теплохода «Радомышль» Геннадию Христюку, который более 40 лет проработал в УДП и последние три месяца боролся за безопасность экипажа и живучесть судна:
– Эти месяцы были для меня серьезным испытанием на прочность и выдержку. Приходилось принимать срочные, экстремальные решения. Судно прогнило и дало серьезную течь. Приходилось постоянно откатывать воду, которая поступала в машинное отделение со скоростью 5 тонн в сутки. Ни о каком проведении ремонта судна не могло быть и речи: механизмы отработали все сроки эксплуатации, в трубопроводах – дыры с кулак.
«Радомышль» отработал 35 лет, и порезать его на металлолом нужно было еще лет 10 назад. Это было последнее работающее судно типа «Росток». «Рахов» продали в начале года в Индии на металлолом, «Рышканы» и «Ружаны» стоят в холодном отстое на 77-ом километре Дуная.
Если не продажа, «Радомышль» высосал бы все жизненные соки из пароходства. Затраты на содержание судна составили 2 миллиона долларов. Я находился на связи с руководством УДП и днем, и ночью: нужны были деньги на продукты, на воду, на топливо. Все это не просто давалось. Постоянно докладывал Сухоненко, Варюшкину, Матвееву о положении дел на судне и получал необходимую помощь.
Меня отправили на «Радомышль» в приказном порядке, потому что добровольцев не нашлось. На это судно никто ехать не хотел. У меня не было ни одного помощника, хотя по штатному расписанию они положены. Спать приходилось урывками и работать на пределе человеческих возможностей.
Порядок и дисциплину соблюдать было не просто. За три месяца мне пришлось списать девять человек, в том числе и по состоянию здоровья. Люди просто не могли психологически выдержать эту ситуацию. Предыдущий капитан ушел именно по этой причине.
Что поддерживало? То, что руководство УДП всегда было готово прийти на помощь. Когда на судне не стало энергоснабжения, остро встал вопрос готовки пищи. По счастливой случайности на судне остался крепежный лес, который судно перевозило ранее. Эти доски пилили и использовали в качестве дров для приготовления еды. Женщины – буфетчица Антонина Кошмарова, повар Надежда Петухова и судовой врач Елена Масич – проявили себя наилучшим образом. Тем, кто готовил завтраки, обеды и ужины, досталось больше всех. И они выдержали это испытание с честью. Несмотря на все катаклизмы, экипаж не голодал.
– Что будете делать дальше, Геннадий Петрович?
– Меня уговаривают пойти на одно из арестованных судов в Греции, Турции, Болгарии. Ситуация опять повторяется. Я отдохну недельку-другую, а потом посмотрю. Дело в том, что люди возвращаются оттуда с информацией, что совершенно не платят зарплату. Я привык к трудностям, за время своей работы всякое испытал – бывали случаи и посложнее. Главное на судне –дисциплина и порядок. Доводилось работать под флагом, но с этим «видом плавания» я завязал окончательно, потому что оплата труда всегда под вопросом.
Однако, что следует отметить. В экстремальных ситуациях настолько были задействованы внутренние резервы организма (как на войне), что я вернулся более здоровым, чем поехал туда.
Что касается, всех людей экипажа, то нужно сказать: девчата, вы – молодцы! Вы вселили в нас оптимизм. Молодец – боцман Николай Гасилов – отличный специалист, Виктор Кудрявцев – начальник радиостанции, стармех – Иван Долгов. У меня не было помощников, но они их полностью заменили.
Остается добавить, что свой 69-ый день рождения капитан Христюк отметил 1 сентября, когда на судне не было энергоснабжения.
Старший механик Иван Долгов прилетел в Мумбаи 19 декабря 2008 года. Тогда фрахтователь прекратил выплату зарплаты и экипаж взбунтовался. Он был снят практически в полном составе.
– Я застал судно в плачевном состоянии, – рассказывает стармех, проработавший в пароходстве более 40 лет. – Корпус оброс ракушкой и водорослями до полуметра, системы сгнили. «Радомышль» стоял на внешнем рейде на пути движения судов. Ему нужна была готовность маневрировать, чтобы избежать столкновения. Добиваться этого было очень не просто. С декабря по май – жара 40 градусов. Ее сменила влажность из-за проливных дождей. Все мокрое, в плесени. Спасали только вентиляторы. Кондиционеры не работали из-за нехватки топлива. Но ничего – мы справились.
Боцман Николай Гасилов: – Все механизмы были предельно изношены. Две недели в августе судно было без энергоснабжения. Судно подтапливалось. Накануне отключения света успели сварить что-то вроде мангала. На нем впоследствии и готовили еду. В общем, не самые лучшие условия. для моряков. Но мы люди привычные, готовые разруливать любые ситуации. Возвращению домой, конечно же, рад. Но уже сейчас готов работать дальше, только не на чем: морского флота в пароходстве, считайте, нет.
Буфетчица Антонина Кошмарова, та самая, что была душой команды и вселила в моряков оптимизм:
– В судовых условиях мне впервые довелось готовить на костре, но я морячка со стажем – 17 лет в УДП. Экстрим, жару я легко перенесла. Более того, получила от всего этого заряд бодрости. Ведь Индия – это не просто Индия. Здесь буквально сконцентрирована духовная энергия, что я очень остро ощущала, даже находясь на рейде и рассматривая Бомбей в бинокль. И еще все время помнила, что здесь Николай Рерих создавал свои шедевры, увековечивая Тибет.
Повар Надежда Петухова
Вернувшиеся в Измаил моряки рисковали своими жизнями, охраняя, по сути, металлолом. Во имя чего, спрашивается, нужно было проявлять мужество и терпеть лишения? Из-за того, что в столично-чиновничьем мире и депутатских апартаментах не желают работать над отменой абсурдного запрета на продажу устаревшего флота, который обезвоживает и обескровливает УДП.
Собственный корреспондент Украинской транспортной газеты «Моряк» связалась по телефону с президентом судоходной компании Украинское Дунайское пароходство Вадимом Сухоненко, поинтересовалась суммой, вырученной от продажи судна в Индии.
– Цифру я назову, – ответил Вадим Владимирович, – но вы, поймите, что пароходство обременено долгами. Поэтому на нас тут же накинутся кредиторы. Скажу, что на покупку судна претендовали три компании. Мы выбрали лучший вариант и совершили продажу по абсолютно рыночной цене. У нас еще четыре таких проблемных морских парохода, которые находятся на рейдах Греции, Турции и Болгарии. Рано или поздно там тоже образуется течь и история повторится.
На недавней встрече губернатор спросил меня: – Почему минтранс не списывает такой проблемный устаревший флот?
Я ответил, что мы по этому поводу каждые полгода обновляем документы, но результата нет. И мы по-прежнему вынуждены охранять это государственное имущество и нести колоссальные убытки.
МУМБАЙ, ИНДИЯ – ИЗМАИЛ, УКРАИНА
Украинское Дунайское пароходство
Экипаж теплохода «Радомышль»
Лариса ЧЕРНЫШОВА
фото предоставил экипаж судна «Радомышль»