Суббота, 26. 09. 2009
 Люди, которые вошли в историю, достойны уважения. Некоторые. И некоторым из них ставят памятники. Чтобы потомки помнили об их выдающихся деяниях. Но иногда случается, что идея поставить памятник человеку входит в противоречие не только с политической ситуацией, но и со здравым смыслом.
“Таймер” уже писал о том, что активисты румынских этнических организаций, действующих в Одесской области, который год стремятся установить в селе Озерное Измаильского района памятник «выдающемуся румынскому политику» маршалу Александру Авереску. С конца 2008 года слова стали переходить в реальную плоскость дел – памятник был отлит в бронзе (за румынский счет), румынская же сторона готова оплатить расходы по его транспортировке и установке. О скорейшей установке памятника постоянно хлопочет вице-консул Генерального консульства Румынии в Одессе Аурелиан Ружине. Казалось бы, если человек великий, почему бы и нет?
Кто такой Александр Авереску?
В чем же величие маршала, памятник которому румыны планируют установить в Одесской области?
Александр Авереску родился 9 апреля 1859 года на территории Российской империи, в деревне Бабель Измаильского уезда Бессарабской губернии, ныне село Озерное Одесской области Украины. Однако жизнь свою он связал с созданным в 1881 году Королевством Румыния. В Румынии Авереску сделал военную карьеру, в 1911 году он уже был начальником румынского Генштаба. Одновременно с этим развивались и его политические взгляды – именно Авереску был одним из создателей идеи о «Великой Румынии», именно он планировал удар в спину Болгарии в 1913 году.
С вступлением Румынии в Первую мировую Авереску - на фронте, командует армией, потом – Южной группой армий, вдребезги разбитой немцами. Румынские войска, оставив столицу, в панике бежали на территорию Российской империи, где их приводили в порядок при помощи России и Франции.
Однако в 1917 году в России произошла революция. В послереволюционном хаосе Авереску мастерски «ловил рыбку в мутной воде» - войска именно под его командованием оккупировали и присоединили к Румынии Бессарабию.
Именно за это в Румынии его называют «покорителем Бессарабии». Впоследствии Авереску неоднократно занимал пост премьер-министра Румынии и был последовательным сторонником союза Румынии с фашистской Италией Бенито Муссолини. Умер Авереску в 1938 году.
Итак, что у нас в сухом остатке? А вот что. На территории Украины собираются поставить памятник человеку, который, хоть и родился здесь, захватил часть украинской территории, насаждал на ней жесткий оккупационный режим и был одним из идеологов «Великой Румынии». Так что памятник этот будет смотреться, очень мягко говоря, совершенно неуместно, примерно так же, как смотрелся бы в Киеве памятник Батыю, в Польше – Бандере, а в Волгограде - Паулюсу.
Кому и зачем этот памятник нужен?
Когда возникает подобный вопрос, надо искать – кому выгодно? И обнаруживаются интереснейшие факты.
Дело в том, что Румынии в скором времени предстоят президентские выборы. И одним из наиболее реальных кандидатов на место нынешнего президента Траяна Басэску является министр иностранных дел Румынии Кристиан Диаконеску.
Именно Диаконеску усиленно «продавливал» идею установки памятника Авереску, именно он собирался приехать на открытие памятника (которое уже два раза переносилось, последняя дата – 20 сентября 2009 года), именно его сторонница Черасела Николаш является Генеральным консулом Румынии в Одессе и патронирует установку монумента.
То есть налицо использование потенциального памятника во внутрирумынской политической борьбе – кандидат, дескать, заботится о румынах, проживающих в Украине, заботится об исторической памяти румынского народа…
А, между тем, нынешняя деятельность Диаконеску, особенно по массовой раздаче румынских паспортов гражданам Украины и Молдавии уже вызвала серьезную тревогу в ЕС – европейцы прекрасно понимают, что свежеиспеченные граждане Евросоюза поедут в поисках работы не в нищую, по еэсовским меркам, Румынию, а в относительно благополучные страны.
Именно при Диаконеску у Украины оттяпали кусок шельфа в районе Змеиного. Именно Диаконеску поддерживает нынешнюю внешнюю политику Румынии, направленную на расширении румынской территории за счет соседей – Украины в том числе.
Так что, Кристиан Диаконеску может вполне считаться идейным наследником Александра Авереску.
Оно нам надо?
А как, кстати, относятся к установке памятника местные жители? Мягко говоря, без восторга. Жителям Озерного не ясно, почему в их селе должен стоять памятник и что, собственно, он будет олицетворять. Дружбу украинского и румынского народов? Через оккупацию? Величие румынской нации? Не случайно, в селе уже идет сбор подписей под обращением к правительству Украины относительно вмешательства Румынии во внутренние дела нашего государства.
Не слишком дружелюбно настроено по отношению к памятнику Авереску и руководство Одесской области. Не случайно срок открытия памятника переносился уже несколько раз – то есть, прямого запрета нет, но и содействия тоже. Скорее, есть стремление затянуть дело.
Кто же за?
А «за», оказывается, МИД Украины, который рассчитывает, что в обмен на установку памятника Авереску в Румынии будет установлено два памятника украинцам – бюст Тараса Шевченко в городе Сучава и в Сучавском жудеце (не пугайтесь, это не ругательство, а название административно-территориальной единицы в Румынии) – бюст Богдана Хмельницкого. Но назвать такой «обмен» адекватным крайне сложным – памятники поэту и собирателю своего государства в обмен на памятник захватчику.
Такие вот пляски вокруг монумента получаются.
"Таймер" |