1.04.11г В период с 17 по 25 марта на юге Одесской области проходил второй Караван театров и румынского фольклора (первый состоялся 10‑15 мая 2010 года). Мероприятие проводилось в виде турне по ряду сел, где компактно проживают молдаване, а именно: Утконосовка и Камышовка (Измаильский район), Дмитровка (Килийский район), Новосельское (Ренийский район), Староселье (Саратский район), Борисовка (Татарбунарский район) и Крутояровка (Белгород-Днестровский район). Программа Каравана включала в себя выступления кукольного театра «Колибри» (г. Крайова, Румыния) и фольклорного ансамбля «Дор Басарабян» (с. Утконосовка). Прошедшее турне трудно назвать обычным культурным событием. Судите сами: оно было организовано Румынским институтом культуры при президенте Румынии и Дирекцией румынской диаспоры в партнерстве с Одесской областной национально-культурной румынской организацией «Бессарабия» (с. Утконосовка, председатель — Анатолий Попеску) и при медиа-поддержке румынского информационного агентства Romanian Global News. Кстати, вышеупомянутый А. Попеску прославился тем, что на минувших местных выборах, состоявшихся осенью 2010 года, баллотировался на должность сельского головы Утконосовки, будучи гражданином Румынии. Гражданство этой страны было предоставлено ему решением румынского правительства № 408 от 30 января 2009 года; соответствующая информация опубликована в «Monitorul Oficial» № 79 от 11 февраля 2009 года. Местное население не проявило особого интереса к гастролям кукольного театра из Румынии. Достаточно сказать, что председатель Ренийского районного национально-культурного молдавского общества «Извор» Олег Бурля вообще ничего не знал о проведении Каравана румынского фольклора. Нейтральное отношение к этой акции высказал и председатель Всеукраинской национально-культурной молдавской ассоциации Анатолий Фетеску. По его словам, ассоциация никак не препятствовала выступлениям румынских гостей, тем более что их инициатива была согласована с управлением культуры Одесской облгосадминистрации. В то же время А. Фетеску отметил, что украинские молдаване проводят мониторинг ситуации на предмет выявления любых попыток политизации «румынского вопроса» на юге Одесчины. Можно добавить, что, в частности, в Ренийском районе органы власти проигнорировали турне. Заместитель главы Ренийской райгосадминистрации Иван Стадников сказал, что на концерте в с. Новосельское не было ни одного официального представителя районных властей (правда, за процессом наблюдали «люди в штатском»). Местные фольклорные коллективы также не поддержали акцию гостей из соседней страны… Столь прохладное отношение к гастролям румынских артистов легко объяснимо: за ширмой кукольного театра — не только культура, но и политика. И у этой политики одна цель — создание условий для изменения этнической, языковой, культурной и религиозной идентичности молдавского населения, проживающего на территории Украины. Разумеется, речь идет о том, чтобы молдавскую идентичность заменить румынской. Несколько слов об организаторах Каравана. Основной задачей Румынского института культуры является продвижение румынских культурных ценностей за рубежом, и тем самым его деятельность служит дополнительным средством достижения стратегических целей Румынии. Дирекция румынской диаспоры — это специализированное структурное подразделение Румынского института культуры, которое отвечает за организацию и осуществление мер, направленных на поддержку культурной идентичности румынских общин за границей. Не секрет, что подобные фестивали нередко сопровождаются проведением агитационных акций и распространением просветительских и других информационных материалов, призванных «пробудить» румынское национальное самосознание среди молдавского населения Украины. Кроме того, предусматривается финансовая и спонсорская помощь румынским общественным организациям, действующим в нашей стране. Согласно пресс-релизу мероприятия, который был опубликован на официальном сайте Румынского института культуры (www.icr.ro) и других сайтах Румынии, количество этнических румын в Украине составляет около 400 тысяч человек — это второе по численности национальное меньшинство после русских. Сообщается также, что в Одесской области (Южная Бессарабия), в отличие от Закарпатской и Черновицкой областей (Северная Буковина), ситуация с национальной идентичностью румын складывается сложнее, поскольку еще с советских времен бессарабские румыны рассматриваются как молдаване. Несмотря на очевидные попытки экспансии из-за рубежа, многие в Украине по-прежнему считают, что масштабы румынской угрозы преувеличены. Однако румынское общественное мнение говорит само за себя. Позволю себе процитировать информацию, опубликованную на сайте www.mnsbasarabia.org. «Делегация Национально-христианского движения (НХД) Бессарабии во главе с председателем организации Сергеем Лашку в период с 4 по 6 февраля 2011 года осуществила визит с целью изучить (задокументировать) положение дел на юге исторической Бессарабии, которая находится под политической и военной властью Киева. В ходе визита члены делегации встретились с идеологическими лидерами и активистами румынских общин Измаильского и Ренийского районов, и собрали доказательства этнического и культурного геноцида румын региона со стороны украинских властей и священников Русской Православной Церкви, которые подавили все формы публичного и личного проявления румынского православия. Напоминаем, что этнические румыны региона также сталкиваются с жесткой политикой «молдовенизации», унаследованной от бывшей Советской империи и развиваемой властями так называемого независимого Украинского государства. Делегация НХД ознакомилась с плачевным положением буджакских румын, решив начать общественную кампанию по разоблачению злоупотреблений украинской власти, которая нарушает не только национальное законодательство бывшей советской колонии, но и международные конвенции по защите прав национальных меньшинств, подписанные Украиной… Делегация НХД ранее посетила румынскую общину Хаджи-Курда, где находится единственный в Южной Бессарабии приход Румынской Православной Церкви, Килию, Измаил, Белгород-Днестровский». Вряд ли эта сентенция нуждается в комментариях. К счастью, она размещена не на правительственном сайте Румынии (в противном случае подобные высказывания могли бы стать поводом для дипломатического протеста со стороны МИД Украины). Ну, а для тех, кто скептически относится к идеям Великой Румынии, хотелось бы напомнить: то, что сегодня существует на уровне общественного мнения, завтра может стать официальной политикой. Яркий тому пример — Косово. Можно углубиться в прошлое еще дальше. Претензии фашистской Германии к Чехословакии начинались с «защиты» интересов судетских немцев. Чем это закончилось, знают все, кто учил историю. Андрей Потылико
газета "Час Пик" №13(517) за 3 апреля 2011 года
|