23.11.2015
Тревогу у докеров Украины вызвало решение правительства, одобрившее приватизацию Одесского, Ильичевского, Южненского, Измаильского, Ренийского, Усть-Дунайского, Белгород-Днестровского, Мариупольского, Николаевского, Херсонского, Бердянского и Скадовского морских портов, а также порта «Октябрьск».
Предложили освободиться от социальной сферы
Первый серьезный звонок грядущей приватизации прозвенел на заседании координационного совета профсоюзов морского транспорта Украины, на котором было зачитано письмо Администрации морских портов Украины (АМПУ), в котором предлагалось снять с баланса портовых филиалов все объекты социальной сферы и запретить их финансирование с целью «оптимизации средств». Возмущенные таким поворотом дел профсоюзные лидеры сразу же напомнили заместителю председателя АМПУ Игорю Шубе, что по закону такое возможно только с согласия трудового коллектива. И передача социальных объектов кому-либо в приказном порядке – недопустимое нарушение. «Зачем же вообще приватизировать морские порты, большинство из которых дают государству солидную прибыль?» – недоумевали участники заседания.
– Неспокойно на душе у работников Измаильского морского порта, – говорит слесарь предприятия Андрей Фетисов. – В начале 2013 года у нас уже были две волны сокращения. Считаем, что они были вызваны тем, что менеджеры расчищали путь частным компаниям, намеревающимся утвердиться на причалах. И лишь после громких протестных акций Министерство инфраструктуры наложило мораторий на сокращение работников в морских портах. Мы понимаем, что грядущая приватизация может обернуться для коллектива очередной «оптимизацией».
Между тем Измаильский порт ещё 3 сентября выполнил годовой план, осуществив перевалку 3,2 миллиона тонн грузов. А к концу года этот показатель докеры намерены увеличить до 4,4 миллиона тонн. Порт уверенно осуществляет сборы и платежи в бюджеты всех уровней. Среднестатистическая зарплата сотрудника порта втрое больше средней заработной платы по Измаильскому району.
– Каждый портовик, уходящий в отпуск, – отмечает Ильин, – получает на оздоровление один оклад. Выдаются у нас беспроцентные ссуды на лечение тяжелых заболеваний, на обучение портовиков в профильных вузах, организовано оздоровление детей портовиков за счет профсоюза, при котором родительский взнос составляет всего 10 процентов. Работники, выходящие на пенсию, могут получить от 60 000 до 250 000 гривен в зависимости от занимаемой должности, трудового стажа, заработной платы. Ясно, что будущий «прихватизатор» может лишить коллектив этих социальных гарантий.
По итогам трех кварталов украинские морские порты увеличили перевалку грузов на 3,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и довели ее до 107,024 миллиона тонн. Отставание допустили лишь Мариупольский, Ренийский, Усть-Дунайский, Скадовский порты и порт «Октябрьск». Причем у последнего это отставание составляет всего 0,6 процента. И докеров беспокоит, что правительство собралось продавать не только порты, требующие серьезного улучшения деятельности, но и лидеров морехозяйственной отрасли: порты Одесский, Ильичевский, Южный, для развития которых можно спокойно получить кредиты в зарубежных банках.
Контрольный пакет оставить за государством
Много претензий у докеров к АМПУ, созданной в 2013 году как единый госорган, управляющий морскими портами страны. Администрация начала копить деньги, которые предстояло тратить на развитие портов. В 2013 году было собрано 3,9 миллиарда гривен, в 2014 – 4,5 миллиарда. Однако в первые два года деятельности администрации ее финансовый план в Кабмине утверждался лишь в предзимние месяцы, когда времени проводить необходимые работы в портах уже не оставалось.
В нынешнем году Кабмин также лишь в середине сентября одобрил финансовый план АМПУ на 2015 год. И очень странным выглядит комментарий по этому поводу министра инфраструктуры Андрея Пивоварского: «У нас возникла уникальная ситуация, когда у компании на счету миллиарды гривен, но она не может использовать их. Это означает, что по капитальному дноуглублению, по капитальным инвестициям этот год будет провален». Почему же, спрашивается, министр не побеспокоился, чтобы финансовый план АМПУ был утвержден заблаговременно. А вот докеры считают, что такие задержки направлены именно на то, чтобы «подготовить условия» для приватизации украинских портов.
– В Ильичевском морском торговом порту АМПУ в течение двух лет забирала деньги и не давала ни копейки на проведение не только дноуглубительных работ, которые повышали бы его конкурентоспособность и привлекательность. У нас даже ремонтное черпание не проводили, – говорит председатель портового объединенного профсоюза работников морского транспорта Сергей Брызгалов. – Недавно АМПУ была вынуждена в срочном порядке выделить средства для дноуглубления в Мариупольском порту, так как подходящие к причалам суда начали черпать винтами песок.
…Докеры в своих обращениях в «Рабочую газету» подчеркивают, что Украина практически не ощутила выгоды от приватизации большинства промышленных и сельскохозяйственных предприятий, которые так и не стали локомотивами отечественной экономики. Многие «эффективные собственники» почему-то не заботятся об увеличении рабочих мест, освоении новых видов продукции, а живут одним днем, цинично банкротят предприятия и выводят капиталы в офшорные зоны. «Если уж нельзя обойтись без приватизации, то контрольный пакет акций выставляемых на продажу портов должен оставаться в руках государства», – настаивают наши читатели.
/Портал "Любимый Измаил"/источник: "Рабочая газета" № 152 от 19 ноября 2015 г./
|