Главная » 2010 » Ноябрь » 29 » Каждый четырнадцатый моряк на судах мирового флота - из Украины
Каждый четырнадцатый моряк на судах мирового флота - из Украины
11:45
29.11.10 Каждый четырнадцатый моряк на судах мирового флота - из Украины. В нашей стране сохраняются давние традиции мореходства. Ежегодно из отечественных вузов и училищ выпускается более полутора тысяч высококлассных морских специалистов. Но уходят они в основном под флаги других государств. Аким Галимов побывал в главных морских городах Украины, и узнал почему тонет судоходная отрасль.
Видео в.т.ч съёмки в УДП.
Специальные карты, линейки, навигационное оборудование - и даже штурвал, как на настоящем корабле. Рычаг до упора вперёд, полный ход - и пусть стол с места не сдвинется, зато быстрее пойдёт судно на экране компьютера.
- Все окей, на берег не вылезем, это уже хорошо…
Навигационный тренажёр в Одесской мореходке помогает курсантам разобраться в сложной науке - судовождения.
- Примерно все то же самое, то же самое, что делается на настоящем мостике, в режиме реального времени…
Алексей Нестеренко - один из представителей морской династии. Скоро он тоже станет капитаном дальнего плаванья - уже в четвёртом поколении. Парень прошёл практику, а потом работал на иностранного судовладельца. После окончания Академии в Украине, он - как и тысяча других выпускников, - намерен служить "под флагом" другого государства.
Алексей Нестеренко, студент Одесской национальной морской Академии:
- В настоящий момент видите так сложилась ситуация на рынке труда моряков, что к сожалению нам приходится работать на иностранных судовладельцев.
Из этих коридоров Морской академии они расплывутся по разным странам, и практически каждый корабль мирового флота получит чуть-чуть от Украины.
Всего в морях и океанах земного шара ходит более полумиллиона офицеров самых разных национальностей. Семь процентов, то есть, каждый четырнадцатый моряк - украинец. Это обеспечивает стране четвёртое место по количеству морской рабочей силы в мире. Впереди только страны Азии.
Анатолий Венгрук, главній редактор газеты "Моряк Украины":
- У нас в стране существует около полутысячи крюинговых агентств, кадровых агентств, которые комплектуют экипажи для иностранного флота - вот она биржа труда подфлажников.
С таким названием в главной морской газете - моряк Украины - целая рубрика. Объявления пестрят большими цифрами и привлекательными условиями труда.
Анатолий Венгрук, главній редактор газеты "Моряк Украины":
- Самый неквалифицированный матрос, пройдя курсы, он уже начинает зарабатывать 500 долларов в месяц, капитаны наши зарабатывают от 5-6 долларов до 16 тысяч долларов…деньги серьезные, и люди хотят получать эти деньги…
В главной кузнице "подфлажных" кадров - Морской Академии в Одессе - уверены, что это только на благо украинской экономики.
Михаил Миюсов, ректор Одесской национальной морской Академии:
- Здесь живут их семьи, здесь они тратят свои заработанные деньги, и эти суммы они экспертами оцениваются более чем миллиард долларов в год - они фактически работают в Украине, и во круг моряков рабоатют другие сферы экономики.
Но под чужой флаг уходят ещё и потому, что в Украине работать негде. От собственного флота - мало что осталось.
Александр Нестеренко, моряк:
- Танкер вот, на котором я работал, с названием "Пролетарская победа", к сожалению в 88 году был сдан в Китай на металалом.
Это дед и отец Алексея Нестеренко из морской академии. (пыш-пыш эффект через головы). Старшие представители династии капитанов с грустью рассматривают семейный альбом. Александр Васильевич тридцать лет ходил под советским флагом. Андрей Александрович - ходит уже под иностранным.
Андрей Нестеренко, капитан дальнего плавания:
- Когда у тебя реальный флаг, а не свободный, за спиной, то ты в общем то чувствуешь себя уверенней, потому что у тебя за спиной государство, а не какой-то свободный удобный флаг. То есть любому национальному флагу, в любой стране совершенно другое отношение, потому что это национальный флаг.
По данным на 2003 год - Украина занимала пятьдесят третье место в мире по количеству кораблей торгового флота, оказавшись позади даже Гондураса. И за последние семь лет - ситуация не улучшилась. На верфях судостроительных заводов - замороженные проекты - как, например, - Капитан Столбовский в Килие. Утилизировать его жалко, достраивать - дорого. Этот завод принадлежит предприятию, которое едва держится на плаву, и, по заявлениям руководства, уже не первый год подсчитывает только убытки.
Единственная государственная судоходная компания Украинское Дунайское пароходство оказалась и самой труднодоступной. Мы пытались всего лишь узнать о перспективах развития предприятия, но на предприятии отказались даже пустить во внутрь.
Перед входом в убыточную госкомпанию - дорогие машины руководства. Заместитель президента предприятия Владимир Запорожан общаться с журналистами отказался, сославшись на срочную командировку. А заодно предупредил охрану - журналистов не подпускать и близко.
- Ребята камеру пожалуйста….Я же Вам сказал, Владимир Владимирович, сказал, что улетит в 6 утра в Турцию, оказалось не улетел, вот мы пришли к нему в гости…Я не понятно сказал…я не понятно сказал, или что…
В конце концов он вышел из помещения. Правда, очень спешил.
Запуганные кем-то сотрудники предприятия не на камеру рассказывают - государственный флот сдаётся в аренду частным фирмам за копейки. Более того, предприятие добивается списания части старых кораблей, с целью дальнейшей перепродажи.
- Флот еще не весь продали? еще осталось, немножко, но осталось, есть где поработать, да? Не, это осталось для следующего президента, который придет вместо этого…
Подвердить или опровергнуть эту информацию - ни здесь, ни в Минтрансе не удалось. За целую неделю руководство министерства не нашло времени, чтобы рассказать о том, как вывести судоходную Отрасль из кризиса.Пока тонущее судоходство спасают частные компании, которые, пусть и в небольшом количестве, но продолжают заказывать корабли.
- Рулевой - на лево пять, руль 228, есть право пять на руль 228…
Это Академия военно-морских сил в Севастополе, бывшее Нахимовское училище. В советское время ежегодно здесь выпускали более трёхсот офицеров, сейчас - чуть больше полусотни. Военных кораблей, на которые потом пойдут служить эти курсанты, - в Украине всего 21. Если бы с флота не увольнялись - курсантов просто некуда было бы девать.
Валерий Лубский, начальник учебного отдела Академии ВМС им. П. С. Нахимова:
- Приблизно шість-вісім відсотків офіцерів звільняється, тобто природній відсів, і приблизно цей відсоток ми й набираємо, для поповнення рядів офіцерського корпусу.
Кто-то уходит на пенсию, но большинство, уволившись из армии, идут на гражданку - под флаг другого государства. Или вовсе переходят в Черноморский флот России. Там платят больше, и корабли по-лучше. Впрочем, в Минобороны настроены оптимистично.
Михаил Ежель, министр обороны Украины:
- Я думаю, що при нынешней владе, при нынешнем головнокомандуючем, Украина будет иметь и новую с иголочки подводную лодку, и новый флот.
Вопрос только - когда. Программу по строительству новых фрегатов, то замораживают, то размораживают.
Михаил Ежель, министр обороны Украины:
- К 2020 году мы будем иметь 4 таких корабля…
Это Южная бухта в Севастополе, отсюда влево и вправо береговая линия Украины растягивается на 1500 километров, 3000 в общей сложности. Воды очень много, и при этом Украина, скорее не морская держава, а просто - страна у моря. Украинское судоходство уже давно нуждается в спасательном круге, который пока никто не бросает.
Бывший судостроитель Владимир с вороной Каркушей - частые гости на причале инкерманского филиала Сев-мор-завода. Ржавые причалы и краны, теперь сюда редко заходят суда. Зато корабелу теперь есть где порыбачить.
Владимир, бывший судостроитель:
- Бухта стала чище намного, хоть рыба стала появляться…крабы, раньше вообще не было, а сейчас много крабов…
И это пожалуй единственный плюс тонущей судоходной отрасли.