13.04.2010 Скандал международного масштаба мог произойти недавно в трансграничной зоне на 77-м километре Дуная, в районе отстоя выведенных из эксплуатации судов Украинского Дунайского пароходства (УДП). И только благодаря самоотверженным действиям участников аварийно-спасательных работ удалось предотвратить экологическую катастрофу. К счастью, не был блокирован проржавевшими корпусами пяти судов, начавших пропускать воду, и фарватер реки...
«Ветеранам» помогли выстоять
ЗАМЕТИВ, что в машинные отделения судов "Рышканы” и "Капитан Гриненко”, находящихся в отстое на 77-м километре, начала поступать забортная вода, вахтенные срочно сообщили о ЧП руководству.
— Чтобы спасти суда и предотвратить экологическую катастрофу, — рассказывает руководитель аварийного штаба Иван Матвеев, — мы направили к месту ЧП два буксира, снабженных погружными насосами для откачки воды, а также лихтеры, которые эту воду забирали, дабы предотвратить загрязнение окружающей среды. Едва спасатели приступили к работе, обнаружилось, что забортная вода начала поступать и в трюмы находившихся рядом теплоходов "Ружаны”, "Вега-II” и танкера "Десна”. Пришлось вызывать к месту происшествия дополнительные буксиры и лихтеры...
Полторы недели работали аварийные бригады: откачивали воду из трюмов, заделывали трещины в корпусах судов и чинили потекшие трубопроводы. Особенно много хлопот доставил теплоход "Капитан Гриненко”, получивший опасный крен.
— В аварийную ситуацию, конечно, внесла свою лепту прошедшая зима с морозами до минус двадцати градусов, — подчеркивает вице-президент по техническом вопросам УДП Виталий Ткаченко. — И пароходы, которые были поставлены в холодный отстой с приходом тепла, естественно, дали течь через забортные отверстия. Хорошо, что в этом году не было полноценного ледохода, который просто потопил бы суда, стоящие на рейде. Между тем техническая служба пароходства давно говорит о недопустимости дальнейшего содержания физически изношенного морского флота в отстое на Дунае...
И разъяснение не помогло
– НАМ кажется весьма странной позиция чиновников, почему-то приравнивающих списание непригодных судов к их отчуждению, — говорит заместитель председателя правления УДП по экономике Александр Истомин. — При списании теплохода его силовая установка, навигационное и другое оборудование будут использованы в ремонте других работающих судов. Если же состояние корпуса тоже позволяет использовать его в судоремонте, металл будет направлен на судоремонтный завод. И только те "складские запасы”, которые не используется в хозяйственной деятельности компании, будут проданы на конкурентных условиях...
После активных протестных акций тружеников Дунайского пароходства Министерство юстиции Украины в начале февраля заявило, что установленный законодательством запрет на отчуждение имущества предприятий, не подлежащих приватизации, не мешает Минтрансу принимать решений относительно имущества, подлежащего списанию. Однако, получив такое разъяснение, первый заместитель министра, и.о. главы отрасли Василий Шевченко и пальцем не пошевельнул, чтобы исправить ситуацию, хотя высокопоставленный чиновник, конечно, понимал, что своим бездействием лишает пароходство надежд на выживание собственными силами. Здесь постоянно растут убытки из-за того, что приходится удерживать в отстое или эксплуатировать физически и морально устаревшие суда, которые давно необходимо списать. По этой причине не хватает и оборотных средств, и средств для финансирования обновления и модернизации флота. Потому пароходство лишается возможности своевременно погашать кредиты.
Причину своих бед, а также общее усугубление социально-экономической ситуации в этом регионе труженики пароходства связывают прежде всего с непоследовательной политикой бывшего руководителя Минтранса Иосифа Винского.
Бюрократ сравнялся с пиратами
– ЗАЯВИВ во всеуслышание о грядущей приватизации пароходства, — вспоминает механик Николай Миронюк, — он начал "готовить” для нее почву, подталкивая УДП к банкротству, запрещая списывать старье. Помог бывший глава министерства похоронить и проект железнодорожной ветки Рени — Измаил, без которой здесь фактически создается транспортный тупик на границах Евросоюза...
И не случайно ЕС объявил румынскую Констанцу главными восточными воротами, дающими выход в Черноморье. Фундаментом единого коммуникационного каркаса Объединенной Европы стал замкнутый транспортный треугольник. Вот как выглядят сегодня стороны его стороны: Хельсинки — Стокгольм — Гамбург — Париж — Лиссабон, Лиссабон — Мадрид — Марсель — Милан — Триест — Констанца — Хельсинки, Таллинн — Варшава — Будапешт — Констанца.
А Ренийский порт, рассчитанный на перевалку 14,5 миллиона тонн грузов, переработал в прошлом году один миллион 911 тысяч тонн. Железнодорожная станция Рени в прошлом году переработала лишь 139 тысяч тонн грузов. Потери их по сравнению с 2008 годом составили 90 процентов! А это привело к тому, что станцию лишили статуса хозрасчетного предприятия и перевели в разряд нехозрасчетных структурных подразделений Одесской железной дороги. Под сокращение попадает более 50 работников.
Вот к чему привело, мягко говоря, неумелое управление экономикой предыдущей правительственной командой. Дунайцы надеются, что новое руководство Минтранса будет оперативнее и мудрее решать возникающие проблемы. Представители УДП уже обратились с иском в Одесский окружной административный суд, требуя привлечь к ответственности Василия Шевченко за бездеятельность в решении важных для коллектива и государства вопросов, а также взыскать с него компенсацию убытков, понесенных пароходством. Его "руководящую” позицию дунайцы сравнивают с действиями пиратов. Ведь он вынуждал моряков рисковать своими жизнями на обреченных судах.
Одесская область.
Автор: Владимир КРЕЩУК. "Рабочая газета"
|