Запланированное на 27 марта поездка Министра транспорта и связи Украины Иосифа Винского на защитную дамбу в морской части глубоководного судового хода «Дунай-Черное море» у места впадения в море дунайского гирла Быстрое отменена. Соответствующую информацию распространила пресс-служба Одесской областной государственной администрации. При этом информация о дате, на которую переносится поездка, оглашена не была.
Отметим, что информационный портал «Транспортный бизнес» сообщил о том, что в интервью газете «Комментарии» по поводу проекта ГСХ «Дунай-Черное море» Министр заявил: «Наша цель - завершить в этом году первый этап. Сегодня глубина хода уже плюс-минус та, что нужна (на сегодня - 5,85 м). На этот год планируется направить на проект около 80 млн. грн. До апреля мы завершим строительство дамбы от берега к «немецкой» части и после того проведем зачистку дна».
В связи с этим портал отмечает, что, скорее всего, «судя по пресс-релизам Минтранссвязи и ГП «Дельта-лоцман», Министр не имеет достоверной информации, а о том, что ему докладывают напрямую, можно только догадываться». В частности, согласно утвержденного правительством проекта, для сдачи первого этапа необходимо произвести работы по расчистке 11 перекатов на речной части длиной 168,9 км и морском участке (подходной канал) длинной 3,43 км, а также по строительству ограждающей дамбы со стороны моря.
«Знает ли министр, что для достижения технических характеристик первого этапа (проектная осадка 5,85 м) никаких дноуглубительных работ в речной части ГСХ в течении года (с февраля 2008 года по февраль 2009 года) не производилось? А ведь без выполнения дноуглубительных работ этот участок ГСХ не сможет пропускать суда с осадкой 5,85 метров в украинские порты Измаил, Килия и Рени, а также в румынские порты. По этой причине всем судам с осадкой более 4,8 метров лоцманы не рекомендуют проход по украинской части ГСХ, и только несколько судов с осадкой 4,8-5,0 метров были проведены с большим риском, и только при полной воде, в украинские МТП», - отмечает издание.
Также издание отмечает, что еще в декабре 2008 года замминистра Владимиром Работневым подписан и утвержден акт о приеме в эксплуатацию морского подходного канала, технические характеристики которого (глубина, ширина по дну и откосы) до сих пор не соответствуют требованиям рабочей документации. При этом 29 декабря 2008 года ГП «Дельта-лоцман» заявило, что «морской подходной канал был сдан в эксплуатацию как завершенное гидротехническое сооружение с соблюдением характеристик первого этапа».
«Это, мягко говоря, не соответствует действительности. Редакция tbu.com.ua располагает достоверной информацией о том, что в районе второго буя на подходном канале, со стороны моря (где, кстати, дамба не строится), интенсивность заиливания такова, что земснаряды «Прорвин» и «Майкан» не успевают удерживать глубины даже на оси канала. И тем более в этой части еще нет необходимой ширины и не образованы откосы в соответствии с проектными характеристиками первого этапа. На сегодня максимальные глубины здесь составляют 5,3 метра. Знает ли министр, что ограждающая дамба строится, мягко говоря, не в том месте?», - отмечается в публиками «Транспортного бизнеса».
Как отмечает издание, в рабочей документации проекта учтены выводы ученых - ограждающая дамба необходима для защиты морского подходного канала от вдольбереговых морских наносов, а наиболее интенсивные наносы предполагались именно с морской части склона бара. Немецкая компания «Mobius» в 2004 году начала строить ограждающую дамбу в рамках первого этапа проекта, утвержденного соответствующим распоряжением Кабмина. Для специалистов этой компании подобные гидрологические проблемы были знакомы. В дальнейшем, практика дноуглубительных ремонтных работ (более 80% заносимости приходится именно на этот участок) по поддержанию глубин на морском канале подтвердила правильность выводов ученых, разработчиков и других специалистов, в том числе и немецких, что необходимо продолжить работы по строительству ограждающей дамбы в морской части в рамках утвержденных правительством технических характеристик. Фактически, как отмечает «Транспортный бизнес», «защитная дамба в том месте, в котором ее строит сегодня «Дельта-лоцман», просто не предусмотрена в проекте первого этапа развития ГСХ».
«Более того, наука, природа и здравый смысл говорят, что возводить там подобный объект и не надо. Зато от окончания строительства морской части дамбы напрямую зависит объем средств, которые ГП «Дельта-лоцман» будет тратить на расчистку канала», - говорится в публикации.
При этом, отмечая недостатки в технологии украинских строителей, «Транспортный бизнес» указывает, что, «надо полагать, что, по версии Минтранссвязи и ГП «Дельта-Лоцман», виноватой во всем окажется природа».
«Шторма, морские течения тоже размывают насыпь. Надо прекратить это безобразие. Оптимальный вариант решения - на период строительства и многолетней эксплуатации дамбы необходимо запретить штормам размывать «Дамбу Винского», ведь если очередной катаклизм разрушит ее, а «немецкая дамба» будет стоять, то кому-то будет очень стыдно», - говорится в публикации.