Приход россиянина К. Григоришина в украинский морской бизнес – секрет Полишинеля. Еще в 2007 г., когда разворачивалась тема вокруг смены руководства АСК «Укрречфлот», особенно и не скрывалась информация, что этот олигарх заинтересовался нашими судоходными компаниями.
Вторая тема развивается так. Группа «Финансы и Кредит» К. Живаго нуждается в сокращении расходов на транспортировку железорудного сырья в страны Европы. Традиционно эти потоки обслуживали ОАО «Украинское Дунайское пароходство» и акционерная судоходная компания «Укрречфлот». Акции последней были скуплены структурами в 2006-2007 гг. Далее наступил черед УДП, однако все оказалось не так просто. В отличие от «Укрречфлота», акции которого относительно свободно котировались на рынке, все 100% акций УДП находятся в собственности государства.
Для создания нужного «фона» началось нагнетание ситуации. С 2007 г. вокруг УДП происходят, в общем-то, тривиальные действия - возбуждение уголовных дел «по факту», вывод активов в оффшоры и падение объемов перевозок. Предприятию просто не давали развиваться.
По итогам 2008 г. объемы перевозки грузов судами УДП снизились на 28,5% по сравнению с 2007 г., составив 30 млн. т. Убытки от работы морского флота компании в минувшем году составили 24,7 млн. грн. 17 ед. самоходного и 71 ед. несамоходного флота выведены из эксплуатации по причине неудовлетворительного технического состояния. Прямые затраты на их содержание составили в прошлом году 6,5 млн. грн. Еще 29 ед. самоходного флота большую часть времени находились вне эксплуатации. Долг перед плавоставом - 2,6 млн. грн.
В августе 2008 г. была остановлена продажа одного пассажирского и четырех морских судов, а также 246 контейнеров. Открытым остается вопрос, по каким именно ценам предполагалось продать суда на металлолом. Сам этот факт свидетельствует, что УДП «идет по сценарию ЧМП».
Масла в огонь подливает прокуратура Одесской области, которая
1 июля 2008 г. возбудила уголовное дело по факту незаконной траты около 1,4 млн. грн. должностными лицами УДП (ч. 5 ст. 191 УК Украины). Дело возбуждено по материалам проверки комиссии Минтранссвязи и СБУ.
Значит нужно менять менеджмент пароходства! Достойная кандидатура была найдена в октябре 2008 г., когда и.о. президента УДП назначают В. Сухоненко. В морских кругах он – «темная лошадка». Известно, что прошел западную бизнес-школу... В прессу, правда, просочилась информация о причастности нового руководителя УДП к днепропетровскому ЗАO «У.И.К.» (издатель еженедельника «МеталлИнформ»). Согласно данным ГКЦБФР, в 2006-2007 гг. он также был директором ООО «ИК «Стандартинвест» и руководителем КУА «Сварог Эссет Менеджмент». Эти структуры также участвовали в различных операциях…
Что интересно – В.Сухоненко «проходил» и по спискам коммунистов. Это несколько портит бизнес-биографию, но, в общем, повторяет сценарий времен Червоненко-Бондаря. Выдающихся достижений они не показали, но бурный галоп продемонстрировали.
Кратко проект выведения пароходства из кризиса повторяет многочисленные выводы комиссий Минтранссвязи – флот предприятия устарел, нужна реструктуризация, продажа старых судов и поиск инвесторов под новые. Однако характерно, что конкретики по суммам задолженности, объемам инвестиций и т.д. минимум. tbu.
|